MaxolBoa » Статьи » Италия » Тоже Италия » Тиволи. Вилла д`Эсте. Июнь 2009 года.

Тиволи. Вилла д`Эсте. Июнь 2009 года.

Тиволи - симпатичный город в 25 км от Рима. Цель поездки нашей группы была Вилла д`Эсте, поэтому мы посмотрели только её. Была б моя воля, я задержалась бы там на пару-тройку дней. Уж очень интересный город. Но, пока рассказ только о Вилле.

 

Ансамбль, состоящий из парка и здания дворца был создан кардиналом Ипполитом II д`Эсте.

В 1550 году он был назначен губернатором в Тиволи. Кардинал прибыл в город 9 сентября и обнаружил, что ему пришлось бы жить в старом и неудобном монастыре, пристроенном к церкви Санта-Мария-Маджоре,построенной столетиями ранее бенедиктинцами. Ипполито II был большим ценителем культуры и искусства и новая резиденция не произвела на него должного впечатления. Строение показалось скучным, серым и невзрачным. Поэтому он решил превратить монастырь в виллу.

Реализация проекта началась в 1560 году, а открытие виллы состоялось в 1572,на котором присутствовал Папа Григорий XIII, который специально для этого приехал в Тиволи.

Но, буквально через несколько месяцев кардинал Ипполито скончался, так и не успев насладиться всеми красотами своего творения. Первыми владельцами были три кардинала Эсте, губернаторы Тиволи: уже названный  Ипполито II, его племянник Луиджи до 1586 года и, наконец, Алессандро до 1624 года. Вилла переходила от одного хозяина к другому и каждый вкладывал что-то своё и в оформление залов и в развитие сада. Но в XVIII веке из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация совсем ухудшилась. Сад постепенно зарос, фонтаны вышли из строя, а коллекцию античных статуй увезли в различных направлениях.  В середине XIX века кардинал Густав Адольф фон Гогенлоэ-Шиллингсфюрст инициирует работы по восстановлению комплекса. И скоро усадьба снова стала центром культурной жизни. Ференц Лист, сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте», здесь же, в 1879 году, отыграл один из своих последних концертов. Последним частным владельцем виллы был эрцгерцог Франц Фердинанд из Габсбург-Эсте, наследник трона Австро-Венгерской империи. Он хотел продать её итальянскому государству за огромную сумму в два миллиона лир, но итальянское правительство долго отказывалось. Убийство эрцгерцога в Сараево 28 июня 1914 года освободило Италию от «скучной вещи», так сказал министр иностранных дел Италии маркиз Антонио ди Сан Джулиано премьер-министру Антонио Саландра, сообщая ему печальные новости об убийстве.

В 1918 году , после Первой мировой войны, вилла перешла к итальянскому государству, которое провело реставрационные работы, полностью восстановив её в 1920-1930 годах и открыв для публики. После Второй мировой войны была проведена другая серия реставраций, чтобы восстановить ущерб, нанесенный бомбардировками. В настоящее время реставрационные работы тоже проводятся регулярно.

Сейчас вход через внутренний двор бывшего бенедиктинского монастыря. Портик выполнен около 1566 года Рафаэлем Сангалло. Здесь нас встречает первый фонтан - Фонтан Венеры, который был построен в 1569 году также Раффаэллем Сангалло.

  

Сначала мы попадаем во дворец

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства:  

Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста.

Сохранились росписи стен, потолка.

Не знаю почему, но нас как-то бегом провели по нескольким залам и что-то на бегу я успела заснять.

    

Из дворца мы выходим на террасу, которая уставлена цитрусовыми деревьями. Это так поразило и удивило меня, что я готова была фотографировать каждую кадку!

    

С террасы можно полюбоваться видами города, раскинувшегося на склонах Тибуртинских холмов, на парк.

  

     

С террасы спускаемся в парк.

 

Главной достопримечательностью парка, несомненно, являются его многочисленные фонтаны. Все фонтаны питаются без какого-либо механического устройства, а только за счет использования естественного давления и принципа сообщающихся сосудов. Для этого Пирро Лигорио построил систему трубопроводов и туннель порядка шестисот метров, проходящий под городом и дающий воду прямо из реки Аньене. Скорость потока составляла 300 литров в секунду.  

 

Vialle delle Cento Fontane

Аллея Ста Фонтанов.

Аллея соединяющая два фонтана: Фонтан Тиволи или dell`Ovato с Фонтаном Рима или Rometta.

На самой аллее на трёх уровнях символизирующих три притока Тибра Альбунео, Аньене и  Герколанео находятся сто фонтанов в виде лилий, орлов, лодок. На среднем канале есть 91 терракотовый барельеф со сценами "Метаморфоз" Овидия. Но постоянная влажность способствует хорошему росту мха и увидеть что-либо уже сложно.


Fontana dell`Ovato Овальный фонтан или Фонтан Тиволи.

Скалы, расположенные в верхней части фонтана символизируют горы Тибуртин, с них вытекают три реки: Аньене, центральная фигура, Альбунео и Геркуланео.

Напротив него, на другом конце Аллеи Ста Фонтанов - Фонтан Рима, но мы как-то до него не дошли...

 

            

 
Посмотрев Фонтан Тиволи мы вот по такой симпатичной аллее-лестнице идём к Фонтану Орган.

 

Fontana dell'Organo или Фонтан Орган

Работы по его строительству начались в 1568 году и закончились в 1611 при кардинале Алессандро д`Эсте. Фонтан представляет собой барочное здание с нишами, в которых установлены скульптуры Аполлона и Орфея.

В центре небольшой храм, защищающий гадравлический орган. Устройство было создано французами Люком Леклерком и Клодом Венардом; его действие было основано на падении воды через трубопровод в сводчатую подземную полость, где происходило сжатие мощной струи воздуха, которая подавала воздух в органные трубы. Другая мощная струя воды управляла рототоном или зубчатым цилиндром, чьи зубы стучали по клавишам органа, издавая некоторые мелодии. В1573 году во  время визита Григория XIII  понтифик был настолько поражен этими звуками, что хотел лично проверить, что никто не играет. Орган долго не могли восстановить и вот с 2003 года фонтан смог снова воспроизводить мелодии (в настоящее время каждые два часа, начиная с с 10.30).

 

Спускаясь от Фонтана Органа мы пройдём по небольшой галереи. С одной стороны будут Пещеры Сивиллы, а с другой можно полюбоваться высокими струями Фонтана Нептуна. 

 

 

La fontana del Nettuno Фонтан Нептуна

Самый впечатляющий и живописный фонтан виллы также является и самым последним: он был построен в 1927 году Аттилио Росси путем преобразования древнего Каскада Джана Лоренцо Бернини. Самая высокая часть образована балюстрадой площади перед фонтаном Органа, под которой находятся три Пещеры сивиллы. Из основания террасы возникают двенадцать струй, по шесть на каждую сторону, нисходящие по высоте от центра к краям, напоминающие форму труб органа. Внушительный массив воды водопада Бернини извергается в более низкий бассейн, который делит воду ещё на три водопада: один центральный и два боковых. Центральный водопад является водной завесой в пещеру, в которой находится бюст Нептуна XVI-го века. По обоим сторонам пещеры поднимаются ввысь многоструйные фонтаны. И вся эта масса воды стекает по небольшим каскадам в самый нижный бассейн.

 

Питаясь водами Фонтана Нептуна и делящая Парк пополам раскинулась Le Peschiere Рыбные Пруды.

Они представляют собой три прямоугольных бассейна.

В бассейнах разводили ценные породы рыб для увеселительных рыбалок высокопоставленных гостей и для кухни.

И сейчас в бассейнах плавают приличных размеров рыбки. Вот какой породы не знаю)

Пройдя вдоль всей Le Peschiere мы попадаем на панорамную террасу. Именно там планировался Фонтан Моря со статуей Нептуна, но из-за экономических трудностей Кардинала Ипполито работы по его возведению так и не были начаты.

 

 
 

Пройдя первый бассейн от Фонтана Нептуна мы попадаем на Via Campitelli -  это ещё одна ось парка, проложенная от исторического входа с Via del Colle. 

Via Campitelli пересекает Via Colonnato и в этом месте мы видим 

Rotonda dei Cipressi Ротонда Кипарисов.

Раньше на этом месте была деревянная ротонда, перголы, группа статуй олицетворяющих гуманитарные науки.Сегодня мы можем восхищаться только кипарисами, которые считаются самыми старыми в Италии.

 

Если пройти по Via Campitelli дальше, то прям у исторического входа, на южной стене парка нас встречает Fonatana di Diana Efesia o Madre Natura Фонтан Богини Природы.

Это травертиновая копия знаменитой статуи Дианы Эфесской, многогрудость которой символизирует плодотворность природы и непрерывный поток жизни.

Статуя была изготовлена фламандским скульптором Гиллисом Ван ден Влиете по поручению кардинала Ипполита, чтобы украсить центральную нишу фонтана, теперь называемого Органом. Алессандро д'Эсте перенес её в свое нынешнее, более скрытое положение в 1611 году, чтобы не идти вразрез с требованиями Контрреформации, осуждающей языческие произведения. А вместо этого построил небольшой храм для защиты гидравлического органа, который и дал новое имя верхнему фонтану.



 

 

По маленькой Vicolo del Pittore пройдем к панорамной террасе. Здесь, в нижней части сада посреди двух цветочных клумб, расположились

Le fontane delle Mete.

Они состоят из трех больших валунов круглой формы, расположенных друг на друге в порядке убывания и покрытых мхами, сверху бьет фонтанчик.
Эти два фонтана представляют собой фонтан Суданской меты в Риме, расположенный между Аркой Константина и Колизеем.

На панорамной террасе, напротив Via Colonnato есть небольшой Fontana di Arianna Фонтан Ариадны. На фото он виден справа внизу. Когда-то его украшала скульптура спящей Ариадны. Нынешняя судьба её неизвестна.

Сама терраса расположена на старых городских стенах, которые хорошо видны здесь и на фото ниже. Также частью террасы стала и Башня Барбаросса.


 

           

Также с террасы открываются прекрасные виды на расстилающуюся Римскую равнину Campagna romana, оливковые рощи, окрестные поселения.

 

А мы возвращаемся с террасы к Фонтану Драконов

 

 

Fontana dei Draghi Фонтан Драконов.

 Согласно легенде он был построен в одну ночь в сентябре 1572 года, как дань уважения папе Григорию XIII, который гостил на вилле и чей фамильный герб украшает изображение драконов.

Скорее всего просто визит Папы убедил Луиджи д'Эсте построить фонтан.

Позади фонтана в нише когда-то была большая скульптура Геракла. Первоначально фонтан назывался делла Жирандола, из-за очень сложных гидравлических механизмов и устройств, разработанных Томмазо да Сиена и которые были способны воспроизводить в очень быстрой последовательности грохоты похожие на выстрелы из пушек, треск, взрывы.

 

А мы покидаем Виллу д`Эсте и напоследок несколько фотографий из сада.

          

         

 

После прогулки посиделки нашей группы в пиццерии с видом на Rocca Pia.

Итак резюме: ещё в автобусе экскурсовод рассказывала нам о том, что сады виллы вдохновили на создание Версаля и Петергофа. В Версале не была, но Петергоф, конечно, лучше! Это даже сложно сравнивать.

И очень хотелось посмотреть сам город. Я уже писала об этом выше.

 

   

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.